Публичный доклад директора
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №43»
Ново-Савиновского района г. Казани
Фатхутдиновой Гульнары Асфатовны
за 2009/2010 учебный год
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43» работает с 1962 года. Школа расположена в Ново-Савиновском районе по адресу: улица Восстания, дом 8а (контактный тел. 520-93-09).
Школа средняя (полная) общеобразовательная, обучаются дети с 1-11 класс, работает в одну смену. В 2009-2010 учебном году количество учащихся – 433, классов – 19, 1-4 – 8 классов, 5-9 – 10 классов, 10 – 1 класс, средняя наполняемость классов 23 ученика. Детей из многодетных семей - 18 чел, в социальной защите нуждаются 353 чел.
Учащиеся начальной школы обучаются по УМК «Школа России» (1А, 1Б, 2Б, 4Б), «Школа 21 века» (3А), «Перспективная начальная школа» (2А, 3Б, 4А). В дополнение к основной программе включены курс «Развитие устно-письменной деятельности». Начальная школа работает в режиме полного дня, в 8 группах учащихся начальных классов проходят занятия по программе «Школа полного дня».
В МОУ «Школа № 43» работает стабильный коллектив творческих и квалифицированных учителей. Традицией стала преемственность поколений: бывшие ученики возвращаются к нам уже в качестве учителей. Но вместе с тем продолжают трудиться и передавать накопленный опыт и ветераны.
Качественный состав педагогических кадров МОУ «Школа №43»
| II К К | I К К | В К К | Молодые специалисты | Неспециалисты | Пенсионеры |
Учителя | 7 | 12 | 7 | 3 | - | 5 |
В школе работает 2 отличника народного просвещения, 1 Почетный работник образования РФ и 7 ведущих учителей, что составляет 21%.
В школе 21 учебный кабинет, компьютерный класс, библиотека, спортивный и актовый залы, медицинский кабинет. На территории школы расположен стадион, спортивные и игровые площадки, стационарная хоккейная коробка.
Структура внешних связей МОУ «Школа №43»
Жилищно-коммунальные учреждения: - Жилсервис |
Органы исполнительной власти: - Администрация Ново-Савиновского района |
Вышестоящие организации: - МОиН РТ - ГУО - РОО |
Научные и высшие учебные заведения: - КГЭУ - КГТУ |
Учреждения культуры: - библиотеки - театры - музеи |
Лечебно-оздоровительные организации: - детская поликлиника №7 - департамент муниципального управления г.Казани по питанию |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №43» |
ДДУ: - д/с №292 - д/с №122 - д/с №254 - д/с №315 |
Учреждения дополнительного образования: - школа искусств №15 - ЦДТ - ЦВР - ЦДЮТТ - Центр туризма «Простор» |
Спортивные учреждения: - бассейн спортивно-оздоровительного комплекса «Оргсинтез» - спортивная школа №3 |
Общественные организации: - центр дневного пребывания для пенсионеров - женский кризисный центр «Фатима» - детский реабилитационный центр «Апрель» |
Методическая тема школы: «Гуманизация образования»
Мероприятия, направленные на реализацию методической темы школы:
Тематические педсоветы 2009/2010 учебного года:
Месяц | Тема педсовета |
Август | «Анализ работы и проблем школы в 2008/2009 учебном году. Цели, задачи, направления деятельности педагогического коллектива на 2009/2010 учебный год» |
Октябрь | Малый педсовет «Единство требований к учащимся 5-х классов со стороны учителей, учет индивидуальных особенностей учащихся, адаптация учащихся к обучению на второй ступени обучения, сформированность ЗУН» |
Ноябрь | «Пути построения человекоориентированной школы». |
Декабрь | Малый педсовет «Подготовка учащихся 10-х классов к усвоению учебного материала, их готовность к продолжению образования» |
Январь | «Взаимодействие школы с родителями как частью социума» |
Февраль | Малый педсовет «Уровень воспитанности и образовательной подготовки учащихся 9-х классов, их готовность к продолжению образования» |
Март | «Освоение культурологических технологий» |
Апрель | Малый педсовет «Степень готовности выпускников начальной школы к продолжению образования на второй ступени обучения» |
Май | Малые педсоветы
|
Июнь | Малый педсовет
|
Октябрь, февраль, апрель | Педагогические чтения «Гуманизация образования» |
Работа школьных методических объединений:
МО учителей русского языка и литературы: «Проблемно-ориентированный анализ педагогического процесса школы»
МО учителей математики, физики, информатики: «Формирование навыков самоконтроля и самоанализа у учащихся на уроках».
МО учителей естественно-географически-исторического цикла: «Активные формы и методы обучения».
МО учителей начальных классов: «Формирование навыков самоконтроля и самоанализа у учащихся на уроках».
МО учителей английского языка: «Использование активных форм обучения и воспитания на уроках английского языка».
МО учителей татарского языка: «Развитие национального самосознания, мышления и активности, учащихся на уроках татарского языка и литературы в условиях личностно-ориентированного образования».
МО классных руководителей: «Развитие ребенка в условиях личностно-ориентированного образования».
На заседаниях МО обсуждались вопросы:
• Работа по изучению методических писем «Об использовании результатов ЕГЭ 2009 года в преподавании предметов»;
• Организация и методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
• Формы и методы промежуточного и итогового контроля (традиционный, ЕГЭ, ЕРЭ);
• Требования к оформлению письменных работ;
• Организация работы с одарёнными детьми;
• Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроке и вне школы;
• Отчёт учителей по темам самообразования.
Особое внимание в работе МО и администрации школы уделяется совершенствованию форм и методов организации урока.
В 2009/2010.учебном году были проведены в предметных МО «круглые столы» по темам: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя», «Социальная среда и проблема воспитания», «Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света».
Заседание методического совета школы:
В состав методического совета в 2009/2010 учебном году вошли директор школы, его заместители, руководители МО, опытные учителя. Было проведено 4 заседания методического совета со следующей тематикой:
1. Координация и планирование работы МО по методической теме школы и поставленной проблеме «Формирование навыков самоконтроля и самоанализа у учащихся на уроках и вне школы».
2. Диагностика профессиональной компетенции учителей, аттестующихся в 2010 году.
3. Подготовка к педагогическому совету по теме: «Взаимодействие школы с родителями как частью социума»
4. Подведение итогов методической работы за год. Задачи на следующий учебный год,
Каждое МО работает над своей методической темой, вытекающее из темы школы и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию методической помощи учителю.
Педагогический консилиум:
- Оценка знаний учащихся и защита ребёнка от педагогической некомпетентности, ошибок и агрессии;
- Проблемы учебной дисциплины.
Республиканские и городские семинары - практикумы:
- «Проблемы преподавания биологии и химии в свете подготовки к ЕГЭ», декабрь 2009, Супряга И.С., Полякова Е.А
- «Патриотическое воспитание учащихся на современном этапе развития общества», апрель 2010, Фатхутдинова Г.А., Канашина Л.М.
- «Развитие связной речи учащихся на уроках татарского языка и литературы, роль уроков и внеклассных мероприятий в воспитании нравственности у учащихся», апрель 2010, Касимова Г.Р.
Круглый стол:
1) общение сердце педагогического процесса
2) использование ИКТ на уроках;
З) саморазвитие личности школьников.
Мастер — класс:
- Организация обучения в начальной школе по УМК «Перспективная начальная школа» (Республика).
Анкетирование:
- Умеете ли вы учиться?» (5-11 классы);
- «Будущее нашей школы» (для родителей 1-11 классов).
Психолого-педагогические чтения:
- Письменная речь как путь самопознания и самовоспитания;
На базе нашей школы работают республиканские экспериментальные площадки: «Концентрированное изучение татарского и английского языков».
Цель работы школы сформулирована в образовательной программе школы с учетом республиканской программы «Развитие образования в РТ до 2010 года»:
1. Воспитание высоконравственных, разносторонне развитых и физически здоровых учащихся, обладающих общей культурой, глубокими и прочными учебными знаниями, умениями и навыками.
2. Адаптация учащихся к жизни в обществе, их подготовка к сознательному выбору профессии и последующему освоению профессиональных образовательных программ.
З. Создание оптимальных условий для развития личности каждого обучающегося, его мыслительных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья школьников, мотивация к дальнейшему обучению. Индивидуализация процесса обучения.
Задачи:
1. Обеспечить развитие и совершенствование условий (кадровых, научно-методических, организационных, материально-технических, санитарно-гигиенических, морально-психологических), необходимых для повышения качества ЗУН и уровня воспитанности учащихся через углубление базового компонента и дополнительного образования.
2. Продолжить работу по гуманизации отношений в школьном коллективе.
3. Повысить уровень целостности и целенаправленности системы внеурочной, внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Задачи, поставленные школой, были обусловлены перспективными потребностями развития общества, его экономической, социальной и культурной сфер, поэтому, анализируя итоги за 2009/2010 учебный год можно сделать следующие выводы:
v Задачи образовательной программы направлены на включение школы в режим развития.
v Продолжить работу по внедрению принципов.
v Формирование педагогической системы, которая включает в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение в рамках образовательного учреждения. Это обеспечивает более полное и всестороннее развитие личности каждого ребёнка, формирование его самостоятельности, ответственности, гражданского становления.
v Учебный план разработан на основе базисного учебного плана общеобразовательных учебных заведений г. Казани и ориентирован на личностный подход в обучении, на развитие учащихся и довузовскую подготовку.
v Учебный план школы направлен на решение следующих задач:
1. развитие творческих (исследовательских) способностей учащихся (проектная деятельность);
2. реализация методической функции образования через привлечение учащихся к овладению познавательными методами, имеющими общенаучный характер;
3. развитие умений системного мышления учащихся как метода современного научного познания;
4. формирование ценностных ориентаций личности школьника;
5. на обеспечение психологической безопасности образовательной среды в школе;
6. на реализацию программы «Здоровье».
В проекте новой образовательной программы планируется включение информационных технологий в курсы физики, математики, литературы, русского языка и других предметов. И уже в этом учебном году в школе были проведены уроки с использованием программных продуктов и информационных материалов «Интернет» по предметам:
• история;
• математика;
• химия;
• биология.
Возникла необходимость в новой парадигме (теоретической модели) образования: ученик — предметно-информационная среда — учитель. И целесообразным решением этой проблемы становится использование в работе учителя образовательных педагогических и информационных технологий. Учителями школы наиболее часто употребляются личностно-ориентированные технологии, при помощи которых осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве. И если данные технологии интегрированы в той или иной степени между собой в учебном процессе, то постепенно, вытесняя традиционные формы и методы работы, удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса, который обеспечил бы подготовку выпускника школы ХХI века.
Работая в режиме «школы развития», необходимо увеличить роль технологии проектной деятельности и информационных технологий в предметном обучении.
В 2009/2010 учебном году нами широко использовались образовательные и управленческие технологии:
1. управление:
- составление наиболее оптимального расписания занятий;
- внутришкольный контроль;
- создание и непрерывное обновление базы данных;
- мониторинг обученности и качества ЗУН учащихся;
- накопление и систематизация с последующим оперативным представлением необходимых сведений и данных о текущих результатах учебно-воспитательного процесса;
- дозировка нагрузки учителей и учащихся;
2. учебная деятельность:
- использование компьютерных программ в учебном занятии;
- использование компьютерных программ в воспитательной работе;
3. делопроизводство:
- электронный документооборот;
- электронная почта;
- банк данных управленческой деятельности;
- архив;
- каталог приказов директора;
4. импорт и экспорт информации:
- использование Интернета для передачи информации.
Повышение компьютерной грамотности учителей и учащихся, использование в образовании современных информационных технологий даёт принципиально новые возможности для усовершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения на этой базе образовательного уровня подрастающего поколения, готовности его к работе на современном производстве.
За счёт привлечённых внебюджетных средств (безвозмездные средства родителей) были приобретены следующие основные средства:
• мебель для учебных кабинетов;
• выполнены ремонтные работы в 3-х учебных кабинетах с заменой линолеума и светильников;
• проведено новое освещение в 5 кабинетах;
• установка компьютеров в кабинете информатики и других кабинетах.
За последние 3 учебных года результативность обучения выглядит так:
Уч.год | Классы | Кол-во учащихся на конец | «5» | «4-5» | Качество успеваемости | «2» (второгод-ники) | Успеваемость |
2007/2008 | 1-4 5-9 10-11 1-11 | 194 187 76 457 | 12 13 5 30 | 75 44 15 134 | 56,9% 31% 26% 39,4% | 2 2 - 4 | 98,9% 98,9% 100% 99,1% |
2008/2009 | 1-4 5-9 10-11 1-11 | 183 229 34 446 | 8 10 2 20 | 63 56 9 128 | 52% 29% 45,8% 37% | 2 1 - 3 | 98,9% 99,5% 100% 99,5% |
2009/2010 | 1-4 5-9 10-11 1-11 | 187 218 27 425 | 6 4 - 10 | 70 57 7 134 | 58% 29% 25% 39% | 1 2 - 3 | 99,4% 99% 100% 99,3% |
Всё вышеизложенное позволяет сказать, что уровень преподавания соответствует основным методическим требованиям. Процесс преподавания направлен на развитие личности учащихся и формирование прочных знаний, умений и навыков.
В 2010 учебном году в 9-х классах итоговая аттестация прошла в новой форме по математике и русскому языку.
Результаты следующие:
Предмет | Качество | Успеваемость |
Русский язык | 40% | 100% |
Математика | 38% | 100% |
Большинство учащихся подтвердили свои оценки, полученные ими по итогам учебного года.
Проводимая в школе диагностика отвечает на следующие вопросы:
1. как определить учебные возможности учащихся;
2. по каким показателям это делать;
3. какими методами пользоваться;
4. где и как использовать результаты.
Подводя итоги работы ГПД за 2009/2010 учебный год, надо отметить, что успеваемость учащихся стабилизировалась за счет заинтересованности самих сотрудников в совершенствовании знаний не только сильных учеников, но и учащихся с пониженной мотивацией к учебно-познавательной деятельности.
Дети в течение дня получают полноценное горячее питание, работает буфет, во второй половине дня — полдники за счёт средств родителей. Учебный процесс сопровождается отдыхом детей на прогулках, в комнате отдыха, учебная деятельность своевременно сменяется игровой, активно применяется сказкотерапия. Смена деятельности приводит к меньшей утомляемости, сочетание с физическими нагрузками снимает усталость и развивает, закаляет учащихся.
В следующем 2009/2010 учебном году необходимо развивать и совершенствовать следующие виды деятельности:
1. сотрудничество с медико-психологической службой, направленное на решение задач по программе «Школа без стрессов»;
2. педагогам дополнительного образования усилить работу по вовлечению большей массы учащихся в кружки;
3. воспитателям уделять ещё больше внимания работе с родителями, добиваться их активного участия в жизни школы;
4. совершенствовать санитарно-просветительскую работу с учащимися и их родителями;
5. разнообразить игры детей на свежем воздухе, используя для решения этой задачи, новейшие методические технологии и т.д.
Учитывая опыт работы в прошлом учебном году и имевшие место недостатки в процессе воспитательной деятельности, основное внимание в этом году было сосредоточено на создании среды, способной предоставить условия для благоприятного развития каждого учащегося школы и сотрудников.
Таким образом, для реализации поставленной задачи воспитательная работа строилась по следующим направлениям:
- Гражданско-патриотическое воспитание учащихся;
- Физкультурно-оздоровительное;
- Экскурсионно-краеведческое;
- Художественно-эстетическое;
- Исследовательская работа;
- Проектная деятельность;
- Работа с детьми из «группы риска».
Приоритетным направлением работы в 2009/2010 учебном году было патриотическое воспитание учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего чувством уважения к историческому и культурному наследию своей Родины. Благодатный материал для воспитания этих качеств дала работа по подготовке и проведению мероприятий, посвященных дню Победы. В рамках этого направления воспитательной работы была продолжена совместная работа с Советом ветеранов, проведена конференция «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Вся работа координируется Советом школьного музея «История района».
Учащиеся 10-х классов во главе с руководителем школьного музея Шаряфетдиновой Г.И приняли участие в городской познавательной игре по краеведению, где заняли 3 место по городу, во Всероссийской конференции по теме: Моя семья в годы ВОВ», школа награждена дипломом.
Интересно и содержательно в этом году прошла в школе неделя географии, истории, татарского языка.
Анализируя воспитательную работу нельзя не сказать о блоке Д/О, работа которого была направлена на органическое сочетание различных видов организации досуга (отдых, развлечение, самообразование, творчество, спорт) с различными формами образовательной деятельности, тем самым, сокращая пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
В этом учебном году не было детей, состоящих на учёте в ПДН.
В школе работают кружки:
1. ИЗО
2. Юный эколог
3. Занимательная математика
4. Техническое моделирование
5. Лепка
6. Интеллектуальный клуб по информатике
7. Футбол
8. Волейбол
9. Парусный спорт
10.ЮИД
11.Плавание
12.Театральная студия
13. Музей история района
14.Этика и психология семейной жизни
В новом учебном году следует продолжить работу в указанных направлениях, учесть недостатки и продумать пути их устранения.
Необходимо разнообразить методы работы, как с педагогами школы, так и с детским коллективом с целью личностной ориентации процесса воспитания. Приоритетным в будущем году остается духовно-нравственное воспитание школьников, темой работы будет «Новая эпоха — новый человек», поэтому при подготовке к новому учебному году необходимо собрать необходимый материал, продумать систему работы с ним. Заместителю директора по воспитательной работе и классным руководителям активизировать работу по развитию школьного музея, пополнять совместно с учащимися экспонатами, связанными с историей нашего города.
Осуществление программы «Здоровье школьника»
Школа учитывает многие гигиенические требования:
1. организация 2-х разового питания;
2. обязательное пребывание детей на свежем воздухе — на это отводится не менее 20% всего времени пребывания детей в школе (не менее 2-х часов);
3. при смене занятий обучающимся обязательно дают не менее 10 минут на неорганизованный отдых;
4. посещение игровой комнаты в удобное для ребёнка время;
5. проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Для повышения качества физкультурно-оздоровительной работы, обеспечения доступности занятий спортом в школе реализуется план мероприятий по использованию спортивных залов до 20 часов и в субб… Продолжение »